Зеленый тариф в России
Основные положения плана стимулирования ВИЭ в России
Первоначальная версия утвержденного документа предусматривала новый принцип взаимоотношений между владельцами мини-СЭС и поставщиками электроэнергии. Его основными положениями предусматривались:
- возможность производить электроэнергию без оформления этого процесса как предпринимательской деятельности при мощности станций до 15кВт;
- право продавать излишки генерации гарантированному поставщику без налогообложения;
- обязательность покупки таким поставщиком 100% объема отданной в сеть электроэнергии, произведенной на объекте ВИЭ;
- производить покупку по ценам «зеленого тарифа», зависящим от региона установки станции.
Территория страны относительно последнего пункта была разделена на три зоны.
- «Ценовая» - европейская часть России, Урал и Сибирь. Покупка осуществляется по средней нерегулируемой рыночной стоимости.
- «Неценовая» - Калининградская и Архангельская обл., Коми, Дальний Восток. Расчет с владельцем ведется по регулируемой оптовой цене.
- Зоны с изолированными энергосистемами. Применяется минимальный тариф, установленный для местных производителей энергии.
Таким образом, домохозяйства получали право не только использовать, но и гарантированно продавать собственную генерацию. Однако цена «зеленого тарифа» устанавливалась не розничная, а оптовая.
Принятый Закон о домашних электростанциях
Законопроект был принят во втором чтении и попутно привел к введению поправок в действующий Федеральный Закон 35 «Об электроэнергии» с 01.01.2019. Однако первоначальный вариант проекта претерпел несколько изменений.
- Понятие «микрогенерации» для электростанций на солнечных батареях в Законе сохранилось, но было расширено. Первоначальное верхнее ограничение в 15кВт стало относиться не к мощности частной СЭС или ВЭС, а к отдаваемому в сеть объему. Таким образом, действие Закона распространялось на домохозяйства и небольшие предприятия, чьи станции могли иметь и несколько большую номинальную мощность.
- Положение об освобождении от НДФЛ физических лиц-владельцев также сохранилось, причем конечной датой действия нормы стало 01.01.2029 года.
- Неизменным осталось и обязательство гарантированных поставщиков выкупать 100% переданной генерации, без права отказаться от заключения договора на зеленый тариф для солнечных электростанций.
- Самым негативным моментом оказалось решение законодателей запретить взаимозачет, иначе сальдирование (инициатива зама Минэнерго Анастасии Бондаренко). Это привело к следующей ситуации.
Предположим, в солнечную погоду СЭС владельца произвела 300 кВт*ч, которые были переданы в сеть. В пасмурные дни и ночное время домохозяйство потребило те же 300 кВт*ч энергии из классической сети. Наличие взаимозачета при равных цифрах производства/потребления не позволяло домовладельцу заработать, но компенсировалось отсутствием затрат.
Запрет на сальдирование требовал от домовладельца оплатить полученную энергию по розничной цене, а продать сгенерированную по заведомо более низкой оптовой стоимости. Таким образом, правительство отказало частным владельцам мини СЭС и ВЭС в обоих вариантах субсидирования, принятых в остальном мире:
- Взаимозачёт (net metering), позволяющий окупать установленный комплект солнечной электростанции за счет экономии;
- «Зеленый тариф» (feed-in tariff), предусматривающий продажу собственной генерации по более высокой цене.
Реакция экспертов на позицию Минэнерго
Ведущие эксперты в области альтернативной энергетики отреагировали на новую редакцию Закона отрицательно.
Николай Попов, гендиректор концерна HEVEL (крупнейший российский производитель солнечных батарей): «Отказ от изначально заложенного в проект принципа сальдирования привел к отложенному спросу на станции среди потенциальных частных владельцев. Решение правительства не позволило рассчитывать на сокращение окупаемости небольших проектов до 10 лет при сроке службы электростанции в 25 лет. Мы ожидаем изменения законодательной базы в части микрогенерации. Подход к розничным продавцам с позиций подхода к оптовым контрпродуктивен».
Илья Лихов, гендиректор Neosun Energy (поставщик оборудования одноименной марки, занимающийся строительством солнечных электростанций): «Отсутствие в новом законе сальдирования идет вразрез с общемировой практикой и интересами частных инвесторов. Развитие микрогенерации это не остановит, но приведет к стремлению владельцев не отдавать излишки в сеть, а вкладываться в накопители энергии. Тем более что недорогих технических решений сегодня для этого предостаточно».
Предложения Ассоциации по развитию альтернативной энергетики
На сегодняшний день в правительство направлены предложения, предлагающие изменить текущую законодательную ситуацию в сфере микрогенерации и зеленого тарифа в России. Их авторами являются специалисты «Российской ассоциации по развитию альтернативной энергетики» и Центра компетенций ВИЭ «Альтрен».
Основными в них являются три позиции.
- Изучить возможность введения международных аналогов «зеленого тарифа» либо иного метода стимулирования строительства мини-электростанций на основе ВИЭ.
- Изучить возможность сальдирования расчетов, а в случае превышения генерации над потреблением производить расчет за остаток по выгодной цене «зеленого тарифа».
- Изучить возможность покупки микрогенерации по приемлемому «зеленому тарифу» при параллельном введении налогообложения объема продажи.
В противном случае, как утверждают инициаторы изменений, массового введения в строй микрогенерации сетевого и гибридного типа ожидать не стоит.
Похожие статьи
Нужен совет?
Если вам сложно определиться с выбором, напишите нам через форму обратной связи
Помочь найти?
Если вы не нашли то, что искали, воспользуйтесь поиском по магазину